Изначально о бронировании сотрудников изначально упоминается в ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ».
Законодательная основа о бронировании сотрудников
Относительно бронирования граждан в этом ФЗ существует 2 статьи: 22 и 23.
В ст. 22 сказано, что бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии с:
- ● настоящим Федеральным законом;
- ● другими федеральными законами;
- ● нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
- ● нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В ст. 23 сказано, что бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
А также, что граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки.
Так как никаких иных сведений в этом законе не содержится остальные пояснения следует искать в других документах, которые были перечислены в ст. 22.
Федеральных законов, в которых регламентируется порядок бронирования граждан кроме ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», не существует.
В нормативно-правовых актах Президента РФ, включая Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» сведений о бронировании или порядок бронирования не содержится.
Из всех перечисленных в ст. 22 нормативно-правовых актов, только в Постановлении Правительства РФ от 17.03.2010 N 156 есть информация о бронировании.
Этим Постановлением определены «Правила бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе ВС РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях» (далее – Правила).
Поэтому можно руководствоваться только Правилами и ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ».
Кто может бронировать сотрудников
Согласно п. 3 Правил бронирование ГПЗ (граждан, пребывающих в запасе), осуществляется в следующих органах:
- а) в органах и организациях, имеющих мобилизационные задания;
- б) в органах и организациях, выполняющих комплекс мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения в военное время;
- в) в органах и организациях, осуществляющих работу по подготовке граждан по военно-учетным специальностям.
Какой орган осуществляет бронирование
Согласно п. 4 Правил Руководство работой по бронировании ГПЗ, в Российской Федерации осуществляется Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее – Комиссия).
Согласно п. 5 Правил Бронирование ГПЗ осуществляется: по перечням должностей и профессий, утвержденным Комиссией; по отдельным решениям Комиссии.
Таким образом, руководство, контроль, нормативное и методическое обеспечение работ по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в Российской Федерации осуществляет Межведомственная комиссия.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, в субъектах РФ и муниципальных образованиях (городах, районах, округах) организуют территориальные комиссии, районные комиссии, суженные заседания и их рабочие аппараты из состава мобилизационных органов.
Выводы о бронировании сотрудников:
- 1. Бронирование граждан осуществляется только в особенных органах и организациях, к которым обычная организация не относится.
- 2. В отрытом доступе данных о том, какие должности и профессии могут быть забронированы не содержится.
- 3. Чтобы узнать может ли организация забронировать граждан и уточнить иную информацию по бронированию нужно обратиться в комиссию по бронированию по месту регистрации организации.
Дополнительная информация:
Бронирование нужно отличать от отсрочки. Она по закону может предоставляться на основании нормативно-правовых актов Правительства и Президента. Сейчас есть официально только Указ Президента, который предоставляет отсрочку обучающимся.
При этом, допустим, есть комментарии в СМИ о том, что предусмотрена отсрочка для IT, сми, банков и прочее, но никаких нормативно-правовых актов по этим вопросам еще нет. Все сейчас работает в ручном режиме.
Допустим, если рассмотреть отсрочку для IT, то компания должна быть аккредитованной и сотрудники через специальную форму подают заявления. Это все уходит в Генштаб Минобороны, а дальше все покрыто тайной как это должно работать.
Статья подготовлена партнером Кириллом Койро — специалистом в области судебного и договорного права, а также в области защиты персональных данных.
«Ефимов и партнеры» консультирует граждан и предпринимателей по вопросам частичной мобилизации в Российской Федерации в 2022 году. Стоимость консультации от 500 ₽.