Как купить готовый бизнес?

Автор: Олег Ефимов

Иногда гораздо проще купить готовый бизнес, чем регистрировать фирму с нуля. Довольно часто в интернете мелькают объявления «Продам готовый бизнес, нет времени развивать/ продаю в связи с переездом».

Можно приобрести франшизу — вам дается лицензия на использование бренда, расписанные бизнес-процессы (готовый бизнес-план, скрипты общения с клиентами), а также помощь от франчайзера для успешного старта и развития. Но еще нет ни клиентской базы, ни помещения, ни оборудования, ни сотрудников.

Также вы можете купить готовый, работающий бизнес. Со стороны данный способ покупки по сравнению с открытием фирмы с нуля кажется довольно привлекательным – вы покупаете не только юридическое лицо с пакетом документов, но также оборудование, помещение/право аренды на него, отлаженную систему поставщиков, клиентскую базу. При этом в определенных случаях вам не нужно тратить силы на регистрацию компании, открытие счетов, посещение налоговых органов. Однако вместе с этим вы рискуете купить также долги организации, проблемы и убытки, которые владелец постарается скрыть, демонстрируя успешную деятельность фирмы. Помимо этого, деятельность фирмы может оказаться фиктивной, что может привлечь внимание со стороны налоговых органов.

Этапы:

1) Выбор сферы и бизнеса.

2) Привлечение юриста и экспертов для консультирования на всех этапах покупки.

3) Проверка фирмы на предмет возможных рисков.

4) Вступление в состав учредителей или создание нового юридического лица с покупкой активов готового бизнеса.

Проверка компании.

• Очевидные долги можно распознать на балансе организации или выявить их, заказав аудиторскую проверку. Однако не все так просто – обязательства могут возникнуть в будущем и здесь особое внимание нужно уделить заключенным договорам с контрагентами – раздел «ответственность» в договоре может предусматривать серьезные штрафы и неустойки, а также «кабальные» условия, которые могут наступить при определенных обстоятельствах. Здесь очень важно привлечь опытного юриста, который выявит все риски на ранних этапах.

• Также очень важно проверить договоры аренды, наличие задолженности по арендной плате. Если компания имеет в собственности недвижимое имущество, стоит проверить историю его покупки, выявить возможные обременения. Сделать это можно, заказав выписку ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости).

• Крайне важна личность учредителей и руководителей приобретаемого общества. Часто возникают ситуации, когда учредители могут быть подставными лицами, не знающими о регистрации общества, участниками которого они якобы являются. Наличие подставных участников может привести к отмене регистрации такого общества.

• Необходимо поискать судебные дела с участием фирмы, а также проверить долги организации в базе судебных приставов.

• Также при покупке фирмы вы получаете штат сотрудников, поэтому не лишним будет проверить документы, регламентирующие трудовые отношения.

Процедура и способы покупки готового бизнеса.

Вхождение покупателя в состав учредителей. Если у общества один учредитель, покупатель входит в общество как новый участник, при этом увеличивается уставной капитал. Предыдущий учредитель выходит из состава и отчуждает свою долю в пользу общества. Если в обществе два или более учредителей, покупатель входит как новый участник, также увеличивается уставной капитал. Предыдущие участники выходят из общества и отчуждают свои доли в пользу нового участника, при этом доля распределяется в пользу вошедшего участника.

Продажа фирмы через нотариальное оформление сделки.

Оба вышеперечисленных способа предполагают 100% переоформление доли компании на нового участника.

Создание нового юридического лица, новому покупателю переходят все активы предыдущего владельца. Минус – все разрешающие документы необходимо оформлять заново. Также у новой фирмы нет долгов и чистая кредитная история. Но поставщики и клиенты могут не согласиться работать с другой фирмой.

Всегда консультируйтесь с экспертами.

Резюмируя, если вы решили купить готовый бизнес, необходимо провести тщательный due diligence – правовую проверку истории общества: его правового статуса и корректности регистрации, истории прав на доли, сделок общества, контрагентов, выплат в бюджет (налогов, страховых взносов и прочих). Провести аудит бухгалтерской, налоговой, управленческой и иной отчетности. Невозможно охватить все нюансы в одной статье и предупредить вас о всевозможных рисках. Вам придется разобраться с системами налогообложения, онлайн-кассами, пожарной безопасностью, штрафами, претензиями контрагентов. Помните, сэкономив, вы можете остаться без денег и с долгами, поэтому на начальном этапе обращайтесь за помощью к профессионалам.