Правовое обоснование использования автоматизированной кассы самообслуживания в кредитном кооперативе

Автор: Олег Ефимов

Правовое заключение
по вопросу расчетно-кассового обслуживания пайщиков кредитного потребительского кооператива с использованием автоматизированной кассы самообслуживания 

Цель: поставить в офис кредитного потребительского кооператива терминал самообслуживания (автоматизированная касса самообслуживания), который выполнял бы функцию автоматизированной кассы самообслуживания. Такая касса должна позволять производить операции по приему и выдаче денежных средств.

Вопрос: имеются ли юридические риски и (или) ограничения в использовании такой кассы в кредитном потребительском кооперативе.

Ответ: юридических рисков использования автоматизированных касс самообслуживания в кредитном потребительском кооперативе не выявлено, однако имеются ограничения в использовании иностранной валюты, в связи с чем следует использовать национальную валюту как средство платежа.

Обоснование ответа

Понятие и правовое регулирование деятельности кредитного потребительского кооператива

Кредитный потребительский кооператив (далее – КПК, кредитный кооператив) — добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) — пп.2 ч.3. ст.1 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Закон о кредитной кооперации).

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона о кредитной кооперации кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством:

1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;

2) размещения указанных в пункте 1 настоящей части денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

Регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России – ч.1 ст.5 Закона о кредитной кооперации. Для этого Банку России предоставлены широкие полномочия, определенные в ч.2-5 указанной статьи.

Из указанных видов деятельности, а также надзорного органа, КПК в какой-то степени схож с кредитными организациями, но таковой не является в силу следующего.

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество – абз. 1 ст.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395–1 «О банках и банковской деятельности».

КПК является некредитной финансовой организацией, что предусмотрено п. 12 ст. 76.1 Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Понятие финансовой организации раскрывается в п.6 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»: финансовая организация — хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, — кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Из указанного выше следует, что кредитный кооператив является некоммерческой, некредитной финансовой организацией.

Выяснение статуса КПК имеет важное значение для определения специфики правового регулирования его деятельности. Для целей настоящего правового заключения это сделано для выяснения вопроса о распространении на КПК правил Банка России, регулирующих деятельность кредитных организаций, потому как именно в кредитных организациях, как правило, применяются технические средства (автоматизированные кассы – банкоматы, электронные кассиры и т. д.) (далее – автоматизированная касса), позволяющие производить операции по выдаче и приему денежных средств. Применение таких технических средств достаточно подробно и жестко регулируется федеральными законами, регулирующими порядок расчетов в кредитных организациях (Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» а также правовыми актами Банка России. Подробный анализ указанных федеральных законов и правовых актов банка России будет дан в п.2 настоящего правового заключения.

Проведенный анализ деятельности и правового регулирования кредитного кооператива позволяет сделать однозначный вывод о том, что федеральные законы, регулирующие порядок расчетов в кредитных организациях и правовые акты Банка России, не применяются к нему.

Правовое регулирование и применение автоматизированных касс самообслуживания (электронных кассиров, платежных терминалов и т. д.) в Российской Федерации

Несмотря на то, что, к кредитному кооперативу не подлежат применению федеральные законы и правовые акты Банка России, регулирующие расчеты в кредитных организациях и применение автоматизированных касс, рассмотрение понятия таких технических средств и их регулирования имеет значение для обоснования настоящего правового заключения. Это имеет значение, поскольку понятие устройств, являющихся автоматизированными кассами, даются только в этих законодательных актах.

Автоматизированная касса схожа с банкоматом. В Федеральном законе от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» дано следующее понятие банкомата: автоматическое (без участия уполномоченного лица кредитной организации, или банковского платежного агента, или банковского платежного субагента) устройство для осуществления расчетов, обеспечивающее возможность выдачи и (или) приема наличных денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, и по передаче распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств (п.28 ст.3).

В п.6 ст. 2 Федерального закона 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» имеется понятие платежного терминала, которое также достаточно близко по смыслу к автоматизированной кассе — устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.

В разделе I главы 1 п.1.1 «Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 24.04.2008 N 318-П) также дается понятие технического устройства, схожего с тем, что необходимо КПК: кассовые операции могут осуществляться с применением программно-технических средств — автоматических устройств для приема и выдачи наличных денег клиентам с использованием персонального компьютера, установленного на рабочем месте кассового работника (далее — кассовый терминал), устройств, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема сумок с наличными деньгами от клиентов (далее — автоматический сейф), устройств, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема наличных денег от организаций, банкоматов, платежных терминалов и других программно-технических средств.

Все вышеприведенные понятия сформулированы для кредитных организаций (к которым КПК не относится – см.п.1 настоящего заключения) и платежных агентов (субагентов), которыми являются организации, которые опосредуют платежи от граждан по различным услугам (ЖКХ, мобильная связь и т. д.) (п.1-4 ст. 2 Федерального закона 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»). К платежным агентам КПК также не относится, поскольку будет предоставлять прямые услуги пайщикам по выдаче займов.

Наиболее близкое понятие, схожее с автоматизированной кассой, содержится в Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»: автоматическое устройство для расчетов — устройство для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме с применением контрольно-кассовой техники без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя.

Это понятие прямо применимо к КПК, потому как кредитный кооператив осуществляет расчеты и обязан вести отчетность по расчетам (выдавать чеки и т. д.).

Следовательно, использование автоматизированной кассы для кредитного кооператива является допустимым, а требования к порядку его функционирования, установленные для кредитных организаций, не применяются к КПК.

В настоящее время некредитные организации используют такие автоматизированные кассы достаточно редко, но предложения об их использовании уже имеются, например, для микрофинансовых организаций (деятельность которых довольно схожа с деятельностью КПК).

При применении таких устройств нужно в полной мере соблюдать все требования к рассчетно-кассовой технике, установленные Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (регистрация контрольно-кассовой техники и т. д.).

Следовательно, как таковых юридических рисков или иных ограничений в использовании автоматизированных касс для проведения операций с пайщиками в законодательстве не установлено.

Автоматизированная касса как способ исполнения обязательства. Исполнение обязательств в иностранной валюте.

Для того, чтобы использовать автоматизированные кассы, КПК нужно прямо предусмотреть в условиях займа (договорах займа) такой способ исполнения обязательства как применение автоматизированной кассы. Причем предусмотреть такой способ исполнения обязательства необходимо для обеих сторон: кредитор (КПК) предоставляет заем через автоматизированную кассу, а должник принимает денежные средства через такую кассу и может погашать через нее задолженность.

Такой способ исполнения обязательства можно предусмотреть в договоре займа, что находит свое подтверждение в ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ): обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. В данном случае исполнение обязательства будет осуществляться посредством конклюдентных действий, то есть действий, выражающих волю участников гражданского оборота на установление, изменение и прекращение гражданских правоотношений (п.3 ст. 438 ГК РФ).

Для применения автоматизированной кассы также понадобятся определенные правовые документы, а именно пользовательское соглашение, в соответствии с которым заемщик (пайщик) будет принимать условия использования автоматизированной кассы. Это соглашение будет одновременно являться публичной офертой, которую заемщик будет принимать, совершая действия с помощью автоматизированной кассы.

К вопросу о валюте исполнения обязательства.

В соответствии с п.1 ст. 317 ГК РФ установлено, что денежные обязательства должны быть выражены в рублях.

Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке (п.3 ст. 317 ГК РФ).

В соответствии с пп. «а», «б» п. 2 и п. 5 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании) валютными ценностями признается иностранная валюта в виде денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, монет и т.п.), находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Резидентами в целях валютного законодательства в соответствии с пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании признаются, в том числе, физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.

Совершение расчетов между резидентами с использованием валютных ценностей — иностранной валюты в качестве средства платежа признается валютной операцией (пп. «а» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании).

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании валютные операции, за исключением отдельных операций, между резидентами запрещены. Перечень допустимых валютных операций между резидентами является закрытым, операции по предоставлению займов юридическим лицом (КПК) физическому лицу (пайщику) в него не включены (пп. 1–19 ч. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании).

Также необходимо отметить, что прием и выдача иностранной валюты может производиться только уполномоченными банками (ч.2 ст. 11 Закона о валютном регулировании, Инструкция Банка России от 16.09.2010 N 136-И «О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц»).

Из указанного следует, выдача займов в валюте имеет определенные ограничения, вследствие чего для целей выдачи займов и их погашения следует использовать национальную валюту.

Выводы

  1. Кредитный потребительский кооператив может использовать автоматизированные кассы для целей выдачи и погашения займов, а также заключения договоров займа (при необходимости).
  2. При применении автоматизированных касс обязательно соблюдение требований к рассчетно-кассовой технике, установленных законом.
  3. Валютой для использования в автоматизированной кассе является российский рубль.

Подготовлено специалистами правого партнерства «Ефимов и партнеры» для кредитного кооператива «Морской фонд»

Не откладывайте решение своих юридических проблем на потом - обратитесь к нам уже сегодня и получите высококачественную юридическую поддержку.
Поделится: