Как правильно сдать-принять работы по договору? Подробно о приемке результата выполненных работ.

Автор: Олег Ефимов

Приемка результата выполненных работ – самый важный из этапов исполнения договора. От правильной приемки во многом зависит возможность последующей защиты интересов как заказчика, так и исполнителя. Большинство проблем возникает из-за нарушения простейших правил, о которых в дальнейшем пойдет речь.

Приемка результата работ – ответственность заказчика

Отношения сторон, связанные с выполнением работ, в основном регулируются положениями глав 37–39 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), рядом разъяснений высших судов, а в случае госзакупок также законом о госзакупках.

Сегодня же поговорим о договоре подряда и порядке сдачи и приемки работ.

Предприниматели, к сожалению, в отличие от законодателя и судов, не разделяют сдачу и приемку, вследствие чего возникает масса проблем.

Сдача результата работ является обязанностью подрядчика и именно с фактом сдачи работ заказчику (а не с фактом его приемки заказчиком) закон связывает возникновение у заказчика обязательства по оплате выполненных работ.

То есть, основная обязанность подрядчика — выполнить работы, известить заказчика о завершении работ и предъявить их результат к приемке заказчиком, а вот приемка – это уже не его проблема.

Организация приемки результата работ

Заказчик, получив сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата работ, обязан немедленно организовать и приступить к приемке, если иное не предусмотрено договором. Судебная практика говорит о том, что именно заказчик несет риски неисполнения обязанности по организации и осуществлению приемки результата выполненных работ, в связи с чем уклонение заказчика от принятия работ не должно освобождать его от их оплаты.

Оформление приемки результата работ

Приемка результата выполненных по договору работ оформляется актом либо иным документом о приемке, который должны подписать обе стороны договора. Если для приемки работ заказчиком была создана приемочная комиссия, акт приемки со стороны заказчика подписывается всеми членами приемочной комиссии, после чего утверждается заказчиком.

Акт приемки обычно подготавливается подрядчиком, а направление подрядчиком такого акта заказчику свидетельствует об исполнении им обязанности по извещению заказчика о выполнении работ и предъявлению их результата к приемке, что в свою очередь означает возникновение у заказчика обязанности осуществить приемку работ.

Как было указано выше, обязанность заказчика по оплате выполненных работ возникает в связи со сдачей результата выполненных по договору работ, а не с его приемкой. Соответственно при неисполнении заказчиком обязанностей по приемке подрядчик вправе предъявить требование об оплате результата выполненных работ на основании одностороннего акта. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Случаи, когда заказчик вправе отказаться от приемки результата работ

В порядке и в сроки, установленные договором, заказчик должен либо подписать полученный акт или иной документ о приемке, либо направить подрядчику мотивированный отказ от подписания такого документа. Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.

Итого, единственным безусловным основанием для отказа заказчика от приемки (а соответственно, и от оплаты) выполненных работ является наличие неустранимых недостатков, исключающих возможность использовать результат работ по целевому назначению.

Наличие иных недостатков (не препятствующих возможности использования результата работ для предусмотренной договором цели или недостатков, которые могут быть устранены подрядчиком или заказчиком), предоставляет заказчику иные возможности для защиты своих имущественных интересов, но не является основанием для отказа от приемки результата выполненных работ. Судебная практика говорит, что сам по себе факт наличия некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа заказчика от приемки и оплаты работ. Суд может возложить на заказчика бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для отказа от подписания акта приемки выполненных работ.

Права заказчика при выявлении недостатков работ

Несмотря на то, что заказчик ограничен в основаниях для отказа от приемки результата выполненных по договору, в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с недостатками, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:

  • безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
  • соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
  • возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397 ГК РФ).

Если недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не будут устранены либо, если они являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Условия предъявления претензий по качеству работ

Важно отметить, что вышеуказанными правами, заказчик может воспользоваться исключительно при соблюдении процедуры приемки результата выполненных работ.

Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. А заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).

В этой связи чрезвычайно важно при приемке работ максимально полно и подробно отразить выявленные недостатки либо в акте (когда результат работ принимается с недостатками, наличие которые не является основанием для отказа от приемки, но предоставляет заказчику право предъявить подрядчику требования, либо в мотивированном отказе от подписания акта.

Оптимальной формой отражения недостатков работ, выявленных заказчиком при приемке, является подробная дефектная ведомость, которая может быть составлена в качестве приложения к мотивированному отказу заказчика от приемки результата работ или к акту приемки результата работ с недостатками, в том числе с привлечением экспертной организации.

Юристы «Ефимов и партнеры» готовы помочь вам при приемке результата работ по договору. Вы можете позвонить нам или написать на электронную почту mail@efimovlaw.ru

Не откладывайте решение своих юридических проблем на потом - обратитесь к нам уже сегодня и получите высококачественную юридическую поддержку.
Поделится: